Отображение сетевого контента

Отображение сетевого контента

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС

Важно!

Блок с важной информацией 1

Блок с важной информацией 2

Директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области - Комаров Иван Валерьевич

Новости учреждения

Председатель ФОМС Илья Баланин выступил на сессии «Инструменты финансовой стабильности системы здравоохранения» конгресса «Национальное здравоохранение-2023»

Материал опубликован: 04 декабря 2023, 13:36

Обновлён: 04 декабря 2023, 13:38

Просмотров: 0

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин в рамках 2-го Национального Конгресса «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2023» представил основные параметры Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые будут являться основой работы на 2024 год.

Формируемые ресурсы системы ОМС напрямую зависят от прогнозных параметров социально-экономического развития Российской Федерации. Минздравом России и Федеральным фондом ОМС принимаются максимально возможные меры по увеличению объема средств, направляемых на оказание медицинской помощи, обеспечивающих ее качество и доступность.

 

Общий объем доходов бюджета ФОМС на 2024 год планируется в размере 3,7 трлн. рублей. Расходы бюджета ФОМС запланированы на 2024 год в объеме 3,9 трлн. рублей. С 2020 года ресурсы бюджета возрастут более чем на 1 трлн. рублей, что способно обеспечить выполнение социальных обязательств, планируемых в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в расширяющихся масштабах. На реализацию базовой программы ОМС в субъектах Российской Федерации в 2024 году будет направлена субвенция в размере 3,1 трлн. рублей с наибольшим ежегодным приростом за последние годы – на 13,6%.

 

Также основным элементом в структуре расходов Фонда финансирование федеральных медицинских организаций. Значительный рост затрат (на 13,6%) на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС федеральными медицинскими организациями обусловлен увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи и доли сложных, тяжелых случаев лечения в общем объеме медицинской помощи, оказанной такими организациями. Одним из немаловажных элементов структуры расходов ФОМС является оплата высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС.

 

С 2017 года Федеральным фондом ОМС осуществляется прямое финансирование федеральных клиник (с 2020 года – также и частных медицинских организаций) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС, которая включает в себя наиболее сложные, дорогостоящие и менее растиражированные методы ВМП для лечения тяжелых заболеваний.

 

Кроме того, в структуре расходов бюджета Фонда выделен нормированный страховой запас, запланированный на:

 

- оказание медицинской помощи застрахованным лицам в новых регионах;

 

- устранение кадрового дефицита;

 

- стимулирующие выплаты за выявление онкологических заболеваний;

 

- развитие ГИС ОМС.

 

Для обеспечения финансовой устойчивости необходимо разумно и эффективно использовать доступные ресурсы. Это подразумевает ясное определение приоритетных направлений развития и расходования средств, чтобы удовлетворить требования и потребности наиболее важных областей.

 

2024 год год будет отмечен самым значительным увеличением субвенции за 5 лет + 373,3 млрд рублей, которое обеспечит:

 

- целевые показатели по заработной плате с учетом доли средств ОМС в общем фонде оплаты труда;

 

- увеличение остальных расходов медицинских организаций на индекс потребительских цен.

 

Решением Правительства Российской Федерации в расчет субвенции введен новый коэффициент доступности медицинской помощи, который учитывает особенности регионов с низкой плотностью населения и наличием труднодоступных и отдаленных местностей. Введение нового коэффициента обеспечивает увеличение субвенции в 2024 году на 22,4 млрд рублей и выравнивает распределение субвенции по регионам с учетом указанных особенностей. Это регионы Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Помимо этого, ежегодно принимаются дополнительные меры по стабилизации финансового обеспечения системы ОМС.

 

На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция в базовой программе ОМС, где основной акцент делается на приоритетном развитии и улучшении медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях. В 2024 году ожидается сохранение данного тренда. Основное внимание и ресурсы будут направлены на развитие и модернизацию амбулаторных учреждений, чтобы обеспечить населению широкий доступ к высококачественной медицинской помощи вне стационарных условий. Для этих целей финансирования амбулаторного звена увеличено на 176,9 млрд. рублей (или около 17 %). Доля расходов на скорую медицинскую помощь, а также медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, осталась примерно на уровне 2023 году. При этом обеспечен рост финансового обеспечения на указанную медицинскую помощь.

 

В Программе госгарантий для исполнения национального проекта «Здравоохранение» заложено прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации 70% населения. Программой предусмотрено выравнивание подушевых нормативов финансирования для городских и сельских медицинских организаций, что также окажет значительное влияние на стабильную работу сельской медицины. Нормативы финансовых затрат на профилактические осмотры и диспансеризацию увеличены и включают в том числе дополнительное исследование на антитела к вирусу гепатита C и профилактические мероприятия для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин.

 

Впервые выделены нормативы объема диспансерного наблюдения по сахарному диабету; болезням системы кровообращения и онкологии. Пациенты с данными хроническими заболеваниями смогут осуществить более 33 млн комплексных посещений узкопрофильных специалистов для профилактики обострений заболеваний и предупреждения их осложнений. При проведении маммографических исследований стало возможно применение технологий искусственного интеллекта. Усилена роль телемедицинских консультаций для приближения ко всем гражданам вне зависимости от региона узкопрофильной квалифицированной помощи, оказываемой в том числе и ведущими научными центрами страны. С целью индивидуального подхода к диагностике и лечению больных с онкологическими заболеваниями на 15% увеличены объемы для молекулярно-генетических и патологоанатомических исследований.

 

Впервые за счет средств ОМС для комплексной оценки состояния здоровья пациента предусмотрена возможность проведения консультирования медицинским психологом. Объемы медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях увеличились по сравнению с 2023 годом более чем на 5%. С опережением показателей Минэкономразвития России проиндексированы нормативы финансовых затрат на оказание скорой медицинской помощи.

 

В части медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, почти на 3% по сравнению с 2023 годом увеличилась доступность процедур экстракорпорального оплодотворения. При этом, установлены дополнительные критерии качества медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Пересчитаны нормативы финансовых затрат для лечения вирусного гепатита С в дневном стационаре.

 

В дневном и круглосуточном стационарах лечение по профилю «Онкология» смогут пройти на более чем 200 тыс. пациентов больше, чем в 2023 году. Кроме того, будет установлены обязательные условия по проведению молекулярно-генетических исследований для назначения отдельных таргетных лекарственных препаратов для проведения противоопухолевой лекарственной терапии. Значительно увеличены тарифы на проведение лапароскопических операций.

 

Продолжена работа по переводу растиражированных методов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу обязательного медицинского страхования. Большее количество женщин сможет получить лечение с применением сложных и технологически затратных методов лечения по акушерству и гинекологии, а дети – поликомпонентное лечение дорогостоящими генно-инженерными биологическими препаратами. Пристальное внимание будет уделено бесперебойности организации оказания медицинской помощи во внеочередном порядке ветеранам боевых действий.

 

В части специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями увеличены нормативы финансовых затрат и нормативы объема по профилю «Онкология», нормативы объемов по ЭКО. Изменены подходы к установлению коэффициента специфики оказания медицинской помощи в целях стимулирования федеральных медицинских организаций к оказанию медицинской помощи пациентам с затратоемкими и тяжелыми случаями заболеваний.

 

За прошедшие годы с момента прямого финансирования федеральных клиник установлены прозрачные показания для получения специализированной медицинской помощи в таких организациях, а также предусмотрена возможность застрахованного лица для самостоятельного обращения при наличии результатов исследований и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи, что несомненно способствовало увеличению потока пациентов в федеральные медицинские организации, а также росту объемов и стоимости оказываемой медицинской помощи. Существенный рост финансирования федеральных организаций обусловлен как увеличением доступности медицинской помощи, так и иными механизмами, направленными на увеличение тарифов на оплату медицинской помощи. Данная мера позволила не только увеличить долю затратоемких (сложных) случаев медицинской помощи в общем объеме медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, с 22% в 2019 года до 43,8 % в текущем году.

 

До 2021 года наблюдалась тенденция к оказанию медицинской помощи на территории страхования, что не всегда учитывало приоритет интересов пациента. После перехода ФМО на прямое финансирование из бюджета Федерального фонда отмечается тенденция к экстерриториальному принципу оказания медицинской помощи. Так, в 2023 году выросла доля «иногородних» пациентов в общем объеме оказанной медицинской помощи с 28,7% в 2019 году до 36,5% в 2023 году. При этом в национальных медицинских исследовательских центрах доля «иногородних» в 2023 году составляет 59%.

 

Еще одним существенным изменением в отношении оказываемой федеральными медицинскими организациями медицинской помощи стало погружение в базовую программу ОМС перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения. В 2022 году перечень содержал восемь методов, из них шесть применялись при сердечно-сосудистой хирургии и два – при трансплантации органов. В 2023 году перечень уникальных методов лечения содержит уже девять методов, стоимостью от 1,6 млн до 8,3 млн рублей. Данная помощь будет оказываться и 2024 году. Таким образом, у застрахованных граждан появилась возможность получения уникальной и дорогостоящей медицинской помощи бесплатно по полису ОМС. Таким образом, переход федеральных медицинских организаций на финансирование из бюджета Федерального фонда благотворно повлиял на увеличение доступности оказания медицинской помощи застрахованным лицам в ФМО, в том числе вне зависимости от территории страхования.

 

В настоящее время бюджет Фонда является главным средством финансового обеспечения задач и функций государства в сфере обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом. Он играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и устойчивости системы здравоохранения. Для каждого гражданина Российской Федерации обеспечена равная доступность бесплатной медицинской помощи.

Источник

Публикатор

03 июля 2023

Cистема ОМС ориентируется на развитие превентивной медицины

Подробнее

Отображение сетевого контента (Глобально)

Все новости

17 ноября 2021, 10:23
05 июля 2021, 12:59

RSS

RSS

06 июля 2021, 15:54
04 августа 2023, 12:30

Новости регионального здравоохранения

Новости регионального здравоохранения

02 апреля 2024, 14:26
02 апреля 2024, 14:26